ИПЕМ проанализировал итоги работы промышленности России в ноябре 2021 года. По оценкам института, продолжается значительный рост производства и спроса на промышленную продукцию. Важным фактором наблюдаемого роста является увеличение объёмов кредитования, поэтому дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики может привести и к снижению промышленных индексов.
Индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России – индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос – в ноябре 2021 года значительно выросли: индекс производства – на 9,9% (+9,6% за период январь – ноябрь 2021 года к аналогичному периоду прошлого года), индекс спроса – на 7,2% (+3,5%) (здесь и далее – все процентные показатели даны относительно ноября 2020 года, если не указано иное). При сравнении с ноябрем 2019 года значение индекса ИПЕМ-производство также растет – на 4,7%, при этом индекса ИПЕМ-спрос снижается на 1,4%. О методологии расчета индексов – в справочной информации.
Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжает расти: +6,2% (+4,7% за период январь – ноябрь 2021 года).
Добыча нефти в ноябре 2021 года продолжила увеличиваться: +8,6% до 44,6 млн тонн, экспорт нефти также увеличился на 3,4% до 19,0 млн тонн. При этом с августа объем добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ продолжает ежемесячно увеличиваться на 400 тыс. барр. в сутки, что должно позволить и дальше наращивать добычу.
Экспортные поставки газа в ноябре 2021 года до сих пор находятся ниже уровня прошлого года (3,3%). При этом продолжает сохраняться низкий уровень заполненности ПХГ в Европе (73,4% в ноябре 2021 года против 92,4 % в ноябре 2020 года). С начала года выросли поставки в Сербию (+85,8%), Турцию (+83,7%), Словению (+53,9%), Болгарию (+43,8%), Италию (+19,5%), Германию (+16,8%), Грецию (+12,2%), Финляндию (+9,1%), Польшу (+7,5%). Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» также продолжают увеличиваться.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности вырос в ноябре 2021 года на 7,3% к ноябрю 2020 года (+4,3% за период январь – ноябрь 2021 года).
Внутренний спрос на черные металлы в ноябре 2021 года вырос на 29,1% (+1,1% за период январь – ноябрь 2021 года), экспортные поставки при этом сократились на 4,8% (+5,3%). В ближайшие месяцы экспортные поставки могут продолжить падение на фоне увеличения экспортных пошлин: с 1 января 2022 года будет повышен минимальный уровень таможенной пошлины на экспорт лома и отходов черных металлов (100 евро/т вместо 70 евро/т), ставка пошлины при этом останется прежней – 5%.
Спрос на цветные металлы в ноябре 2021 года со стороны внутреннего рынка продолжил значительный рост (+55,3%, +36,0%), поставки на внешний рынок также выросли (+20,0%, -9,9%). Негативным фактором для экспорта могут стать намерения США ввести антидемпинговые пошлины на ввоз фольги компании «Русал» в размере 62,18%. Для поддержки производителей принято решение об отмене вывозных таможенных пошлин на алюминиевые сплавы с конца ноября (ранее действовала ставка 15%).
Экспортные поставки цемента в ноябре 2021 года увеличились на 5,2% (+1,9%), внутренний спрос на цемент увеличился на 6,5% (+2,9%). Динамика внутреннего спроса на цемент хорошо коррелирует с динамикой в строительстве. По данным Росстата, в октябре 2021 года объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сохранился на уровне аналогичного периода прошлого года (+5,3% за период январь – октябрь 2021 года), в связи с этим можно ожидать, что в ближайшие месяцы будет сохраняться слабо положительная динамика.
Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в ноябре 2021 года сократился на 5,8% к ноябрю 2020 года (-5,4% за период январь – ноябрь 2021 года). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в октябре 2021 года продолжила расти к аналогичному периоду прошлого года (+24,6%; +18,5% за период январь – октябрь 2021 года) за счёт роста поставок на внутренний рынок – на 33,2% (+19,7%), при этом поставки в экспортном направлении сократились на 15,6% (+1,0%).
Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в ноябре 2021 года продолжила расти к аналогичному периоду прошлого года (+33,5%; +19,9% за период январь – ноябрь 2021 года) за счёт роста поставок на внутренний рынок – на 44,6% (+22,0%), при этом поставки в экспортном направлении сократились на 45,6% (-3,8%). Производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в октябре 2021 года сократилось на 29,5% (+13,1% за период январь – октябрь 2021 года). По данным АЕБ, продажи в ноябре 2021 года также сократились на 20,4% (+6,9% за период январь – ноябрь 2021 года). К основным причинам падения относится нехватка комплектующих (преимущественно микросхем), выпуск которых был сокращен из-за пандемии коронавируса.
«Одним из важных факторов, способных в будущем оказать влияние на динамику промышленных индексов, является возможное ужесточение денежно-кредитной политики регулятора, — пояснил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК Евгений Рудаков. — По данным ЦБ, в 2021 году вопреки, а, возможно, и благодаря плавному повышению ключевой ставки продолжают расти как объёмы кредитования населения (более 20%), так и нефинансовых организаций (свыше 12%). Вероятно, такая реакция рынка на политику финансового регулятора проявилась в качестве одной из мер защиты от инфляционных ожиданий. Это в значительной мере позволяет не только поддерживать динамику внутреннего спроса, но и динамику инвестиций в основной капитал (+7,6% за январь—сентябрь, по данным Росстата). Причём в структуре кредитного портфеля населения доля долгосрочных кредитов (преимущественно, ипотечных) превышает 80% и продолжает расти. То есть даже обусловленный ростом кредитной нагрузки рост потребительского спроса направлен на внутренний рынок (строительство, промышленность строительных материалов, металлургия). Дальнейший же рост ключевой ставки ради снижения инфляции рано или поздно приведёт к снижению кредитной активности и, как итог, замедлению спроса на промышленную продукцию».
Источник: mashportal.ru